Информация о реализации национального проекта «Образования»

[ A+ ] /[ A- ]

Нацпроект с двойной задачей

Первая задача — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Внимательный педагог уже на этом этапе может забеспокоиться: какая из задач является основной? Внешняя или внутренняя? Куда направлен нацпроект? На внешние достижения детей и всей страны или в глубину их личности? Сделать и то и другое в рамках одного урока, одного учебного процесса попросту невозможно. Ориентация на внешний, точно подсчитанный успех чаще всего исключает проникновение в недра морали, гражданской ответственности и других тонких материй.

Возможно, две задачи ужились бы вместе, если бы располагались в другой очередности. В странах, с которыми мы жаждем соревноваться — Сингапур, Китай, Финляндия, США, — в свое время первостепенной целью ставили именно воспитание, поддержание в детях культуры и морали, присущих государству. Высокие места в рейтинге возникали сами собой из естественного желания юных граждан прославить страну. Доказать родным свою жизненную позицию. Возможен ли обратный путь: от высоких рейтингов к гражданской ответственности? Время покажет.

Насколько амбициозны эти задачи? Первая (выйти в десятку стран с лучшим образованием) оценивается экспертами как вполне достижимая. Да, последние результаты PISA нас не очень порадовали, но есть и другие исследования, с другими формами, критериями и другими особенностями. Например, по данным Всемирного банка, в 2018 году Россия занимала 9-е место в мире по качеству общих образовательных достижений: почему не этот показатель, а именно PISA выбран за высший ориентир?

Что касается второй задачи — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, — то оценить ее достижимость очень сложно. Сомнение вызывают и те показатели, по которым собираются оценивать успешность достижения этой задачи, — рост численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, и повышение доли детей, охваченных программами дополнительного образования. Планируется, что число последних к 2024 году вырастет до 70%.

Бюджет нацпроекта —784,5 млрд руб., из них 37 % на проект «Современная школа»

Сколько стоит место «в десятке»?

Бюджет нацпроекта — 784,5 млрд рублей (первоначальная сумма — 747,6 млрд, но в последний момент потребовались новые вливания из госбюджета). Больше трети этой суммы — 295 млрд — отдано федеральному проекту «Современная школа».

Здесь основные статьи расходов — строительство и ремонт школ, обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, именно в рамках этого проекта предпринимаются шаги по выходу в десятку стран с наиболее высоким уровнем образования.

Другие две серьезные статьи расходов составили проекты «Молодые профессионалы» и «Экспорт образования» (156,2 и 107,5 миллиарда соответственно). Эту часть бюджета планируется потратить на модернизацию профессионального образования, помощь выпускникам с трудоустройством, повышение престижа российского высшего образования в мире и активное привлечение иностранных студентов.

Проект «Учитель будущего» имеет скромный бюджет в 15,4 миллиарда, который выделен на создание системы постоянного повышения квалификации. Преимущественно в цифровом режиме. А сам федеральный проект «Цифровая образовательная среда» имеет бюджет почти в 80 миллиардов и включает в себя мероприятия по созданию в регионах целевых моделей цифровой школы, повышению уровня владения цифровыми навыками у школьников и, кроме того, обеспечению образовательных организаций высокоскоростным Интернетом (свыше 10 Мбит).

 

Проект «Цифровая образовательная среда» имеет бюджет 80 млрд, включает в себя создание в регионах целевых моделей цифровой школы, повышение уровня владения цифровыми навыками у школьников и обеспечение образовательных организаций высокоскоростным Интернетом

 

Поясним, что на данный момент в 63,6% образовательных организациях страны уже есть высокоскоростной Интернет. Задача — к 2024 году довести показатель до 100%. Сложно сказать, насколько к этому моменту изменятся стандарты скорости и будет ли актуальна данная задача. Зато известно, что сегодня в ряде школ Интернет настолько медленный, что его мощностей не хватает на то, чтобы получить учебники на устройства. Эту ситуацию, безусловно, в 2019 году необходимо исправлять.

В конечном счете образование к 2024 году обещает стать более инклюзивным, гибким, ориентированным на международные стандарты во всем — от читательской грамотности и до освоения практических профессиональных навыков.

К чему готовиться 1 сентября 2019 года?

Реализация нацпроекта «Образование» в каждом регионе имеет свою специфику. Где-то раньше будет введена рабочая модель цифровой школы, где-то уже сейчас апробируется персонифицированная система финансирования дополнительного образования. Но есть общие тренды, которые в ближайшее время смогут ощутить на себе все российские школы.

Успех в PISA — новый критерий качества Ч то задумано? Напомним: ключевая цель нацпроекта — войти в десятку стран с лучшим образованием. Но как понять, насколько хорошо мы движемся к намеченной цели? Обращаемся к приказу Рособрнадзора №590 и Минпроса №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», подписанному 6 мая 2019 года.

Здесь педагогов ждет большой сюрприз: кроме привычных критериев оценки и самооценки, включающих в себя ФГОС, ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, профстандарт педагога, степень удовлетворенности учащихся и их родителей, у нас появляется ряд новых, актуальных критериев. Вот какие мероприятия планируется проводить для проверки выполнения плана:      

  • ежегодный мониторинг динамики показателей России в исследовании PISA: само исследование пройдет только в 2021 году, но в России будут проводиться внутренние «тестовые» срезы, чтобы понять, как прирастает число успешных учащихся;

  • однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA на представительной выборке данного региона;

  • подключение всех общеобразовательных организаций к личным кабинетам ФИС ОКО (федеральная информационная система оценки качества образования);

  • интеграция результатов разных процедур оценки качества в единую аналитическую базу;

  • проведение социологических опросов в субъектах РФ об оценке удовлетворенности качеством образования и об оценке востребованности результатов образования.

Ожидаемые преимущества

  • Более детальный контроль за выполнением плана по выходу в «десятку»;

  • Привыкание большей части школьников к формату международных исследований качества образования;

  • Возможность получить большие массивы данных для сравнения.

 Возможные риски

  • Выгорание учащихся. Чем больше тестов и проверок, тем ниже ценность каждого из результатов для конкретного ученика

  • Дополнительная нагрузка на педагогов. К международным исследованиям тоже нужно готовить. Если не натаскивать, то по крайней мере показывать в классе, разбирать самые сложные моменты. При такой насыщенности учебной программы, как сейчас, готовить к международным исследованиям можно только в ущерб каким-то другим формам работы

    Цифровые портфолио учеников

    Уже в 2019 году всем учащимся России должна быть обеспечена возможность формировать свои индивидуальные портфолио в электронном виде, на цифровой образовательной платформе.

    Что задумано? У каждого ученика — свое цифровое портфолио. В определенный момент любой российский вуз, колледж или другая школа смогут получить доступ к ученическим портфолио. На его основании составить представление об учащемся и пригласить его к себе на обучение.

    Ожидаемые преимущества

    • Дополнительный шанс для учащихся, которые не могут «вписаться» в формат единых экзаменов: неуспешны на ЕГЭ, но прекрасно работают в своем темпе и в индивидуальном порядке;

    • Комфорт для учителей: не нужно собирать пухлые папки грамот и свидетельств, не нужно искать место для их хранения. Все компактно, удобно и открывается (потенциально) с любого электронного носителя;

    • Более гибкая система отбора в вузы: не нужно дополнительных собеседований, конкурсов. У приемной комиссии в распоряжении окажутся гораздо более полные и разнообразные сведения об учащемся.

     Возможные риски

    • Информационная безопасность. Сейчас каждый ученик, даже самый достойный, волей-неволей включен в схватку за место в желанном вузе. Можем ли мы быть уверены, что сведения об ученике не будут украдены, стерты, фальсифицированы? Кто и как будет обеспечивать эту безопасность?
    • Двойная документация. Не придется ли педагогу или учащемуся вести два портфолио — электронное и бумажное? Не создаст ли это дополнительную нагрузку, такую же, как в свое время необходимость вести и бумажные, и электронные школьные журналы? Ничто не душит учителя так, как потребность синхронизировать две базы данных, пусть даже в режиме «временных трудностей»;

    • Сбои в работе платформы: цена ошибки — судьба учащихся. Если представить себе, что в «горячий» период зачисления в вузы система даст сбой и какие-то портфолио просто не откроются? Что тогда делать с равными возможностями и успехом каждого ученика?

    Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме

    Непрерывное повышение квалификации

    Что задумано? По плану федерального проекта «Учитель будущего», к 2020 году 20% учителей общеобразовательных организаций будет вовлечено в национальную систему профессионального роста педагогов. Для этого в субъектах РФ (правда, далеко не во всех) будут открыты Центры непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, аккредитационные центры, а самое главное — повышение квалификации будет преимущественно проходить в условиях той же цифровой образовательной среды, безопасной и личностно-ориентированной.

    Также в планах нацпроекта привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников. В том числе в формате стажировок. Иными словами, наши учителя должны постоянно развиваться в профессиональном плане. Мало кого устраивало то, как это формально, принужденно и громоздко делалось ранее. Ему на смену придет новый формат повышения квалификации.

    Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда», к 2020 году не менее 24% педагогических работников системы общего и дополнительного образования должны будут состоять в цифровых профессиональных сообществах и в них же обучаться и повышать свой профессиональный уровень.

    Ожидаемые преимущества

    • Комфорт для педагога: повышать квалификацию дома, сидя в уютном кресле, в удобное время. Это значительно удобнее, чем ездить после работы на очные курсы;
    • Постоянное обучение как образ жизни. Для педагога крайне важно оставаться компетентным и адекватным учащимся, идти в ногу со временем и не испытывать от этого никакого дискомфорта;

    • Обмен опытом в открытом педагогическом сообществе. Повышение квалификации должно перестать быть рутинной формальностью: в новой цифровой среде педагоги смогут свободно делиться успешным опытом. Учиться через диалог, который ведется на высоком профессиональном уровне. Кстати, такая среда уже есть: университет «Первое сентября» и корпорация «Российский учебник» вот уже много лет поддерживают эти образовательные ценности.

    Возможные риски

    • Дополнительная нагрузка на педагога. Все учителя находятся в разных условиях, но большинство из них загружены работой так, что на саморазвитие просто не хватает моральных и физических сил. Если непрерывное повышение квалификации станет обязательной частью их повседневного плана, выгорание неизбежно. Мы рискуем потерять ценные кадры
    • Сложности для педагогов старшего возраста. Во многих российских школах еще остаются педагоги «старой школы». Они смогли адаптироваться к ФГОС, ЕГЭ, ВПР, новым учебно-методическим комплексам, программам, смарт-доскам, компьютерам на рабочих столах… Смогут ли они еще и привыкнуть к скайпкурсам педагогического мастерства? А главное, если не смогут — разве это значит, что они недостаточно хороши в профессии?

    • Индивидуальные образовательные траектории для учителей. Чтобы непрерывно развиваться в профессии, нужно иметь сколько-нибудь четкий план. Кто поможет учителям создать себе личный образовательный маршрут? Готовы ли к этому наши методисты?

    • Принудительное обучение. Пожалуй, это самый страшный риск: если образовательный неуспех, замедленный темп обучения или другая сложность будут грозить педагогу сокращением зарплаты или препятствиями в карьере — такое обучение будет уже не на пользу   Новая цифровая среда

      К 2024 году в каждом регионе должна быть внедрена своя целевая модель цифровой образовательной среды. Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме: так реализуется инклюзивность образования. Цифровая среда — это информационное пространство, в котором педагоги будут повышать квалификацию, обмениваться опытом. Учащиеся смогут предоставлять результаты проектов, наращивать портфолио и дистанционно осваивать учебные программы.

      Ожидаемые преимущества

      • Все информационные процессы в одном месте. Пожалуй, это может быть действительно очень удобно: все, что нужно участнику образовательного процесса, можно найти, перейдя по одной-единственной ссылке.

      Возможные риски

      Весь стандартный набор рисков, связанный с информационным полем: безопасность, мощности, контроль, колоссальная зависимость от системы. Кроме того, возникает вопрос: как быть школам, организациям, профессиональным сообществам, которые уже сами для себя приняли решение жить в цифровой среде и создали ее своими руками? Должны ли эти микросреды быть интегрированы в единую? Или они исчезнут, или какая-то доля учителей и учащихся через несколько лет окажется в двух информационных средах — в своей, естественно возникшей и полюбившейся, и в официальной, которая является всеобщей и обязательной для всех?

Posted in Все записи | Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.