Национальный проект «Образование»

[ A+ ] /[ A- ]

Методические рекомендации родителям

Школа выживания. Учим детей.
Сегодня хочу предложить Вашему вниманию статью «Школа выживания» психолога Анны Черненко о том, как важно научить ребенка правильно вести себя в экстремальной ситуации. Статья опубликована в журнале для работников аптек «Мистер Блистер», с которым я сотрудничаю уже много лет.
«В каждой экстремальной ситуации, будь то стихийное бедствие, авария, негативное влияние «человеческого фактора» и т.д., работают свои законы выживания. Их должны зазубрить взрослые, а потом – научить детей. Не запугивать, но давать информацию о том, как себя вести в каждом конкретном случае, повторяя много раз, пока ребенок не усвоит.
Учимся, играя и читая
Говорите о таких нюансах, которые кажутся само собой понятными. Если не рассказать, как взаимодействуют вода и электричество, ребенок запросто может плеснуть из чашки на искрящийся провод. Поиграйте с ним в пожар, инсценируя «Кошкин дом», нападение незнакомца – изображая сказку о трех поросятах. Книги «Робинзон Крузо» и «Дети капитана Гранта» помогут воспринять экстрим с долей авантюризма.
Если в семье проблем не пугаются, то случись что, не растеряется и ребенок. А при условии, что в доме царит доброжелательность, он научится сохранять свое достоинство. И наоборот: малыш, которому не позволено высказывать недовольство, которого часто наказывают, может побояться оказать сопротивление, постесняется позвать на помощь, спрячется, когда надо будет действовать.
Экстремальные ситуации
Пожар. Случилось это в гостинице. Когда пожарные добрались до верхних этажей, увидели, что в одном номере все постояльцы выжили, а в другом – погибли. Первые закрыли оконные щели тряпками, укутались в мокрые одеяла и защитились от отравления дымом и ожогов. Вторые распахнули окна, чем вызвали резкий приток кислорода и усилили пламя. При пожаре не надо торопиться прыгать из окон верхних этажей. Больше шансов уцелеть, если дожидаться спасателей. Наставление для детей: не прятаться от огня в шкафах и под кроватями! Тушить его нужно толстыми одеялами и водой. Прежде чем лить воду на телевизор, отключить его от электросети.
Авария в транспорте. Где бы вы ни ехали с ребенком, будьте рядом, чтобы в случае чего быстро эвакуироваться, а не пробираться к чаду сквозь ошалевшую толпу. Если у вас большая семья, заранее договоритесь, кто за какого ребенка отвечает. Дети должны знать, что в первую очередь им следует спасать себя. И не бояться, что мама отругает за потерянный рюкзачок, сброшенные с ног туфельки и футболку, которой перевязали рану пострадавшему.
Заблудился в лесу. Собираясь на прогулку в лес, проверьте, чтобы мобильные были заряжены. Предупредите детей, чтобы бегали только в поле вашего зрения. Если летом оденете ребенка в костюмчик цвета хаки, а зимой – в белую шубку, зрение придется напрягать. Почаще перекрикивайтесь, а еще лучше – дуйте в свистки. Носите при себе фонарики. Ориентируйтесь по какой-нибудь примете, которая находится на возвышении и видна издалека. Как только ребенок понял, что заблудился, он должен остановиться и ждать, когда его найдут, а не пытаться выбраться самому, рискуя заплутать еще больше. Нельзя прятаться в пещеры, под деревья – иначе его могут не заметить. Если очень нужно укрыться от ветра или дождя, пусть оставит неподалеку на видном месте бросающийся в глаза знак: свою вещь, имя, выложенное ветками и т.п. На землю не ложиться! Только на подстилку из веток и хвои толщиной с настоящий матрац. Ничего незнакомого в рот не брать! При приближении зверей не бежать, в глаза им не смотреть. Чем убедительнее вы об этом скажете, тем увереннее ребенок будет себя чувствовать и тем больше вероятность, что животное, видя это, оставит его в покое.
Напал незнакомец. Не нужно бежать от каждого, кто предлагает тебе конфету. Но если поблизости нет родителей, надо отказываться категорически и отходить подальше. Если товарищ проявляет назойливость, предлагает погулять в парке, купить мороженое, ребенок должен просить о помощи взрослых: продавцов, охранников магазинов, милиционеров. При попытке его схватить, пусть вырывается изо всех сил, бежит и орет. Но не бессмысленное «а-а-а!» – прохожие подумают, что дитя капризничает. Ключевая фраза: «Я его не знаю! Он ко мне пристает!» Бежать важно к открытым пространствам, магазинам, дороге, где едут машины. Не прятаться в подъезде или подворотне – это станет ловушкой. В лифт с мужчинами не заходить.
Если ребенок остается дома один, учите его не открывать дверь незнакомым людям, даже если они представляются родственниками или милицией, а также знакомым, о приходе которых родители не предупреждали. Научите не отмалчиваться при звонке в дверь, чтобы вор, если это он, не подумал, будто в доме никого нет. Нужно спросить «кто там?» и сказать, что папа сейчас в ванной и открыть не может. И, наконец, самое страшное – если в дверь все-таки начали скрестись, следует быстро звонить в милицию, а потом выходить на балкон и звать на помощь. Лучше кричать: «Помогите, пожар!», а не «Помогите, воры!» Прокричать нужно и адрес: название улицы, номера дома, квартиры, этажа.
Массовые беспорядки. Оказаться в эпицентре неприятных событий можно по чистой случайности. Шли за молоком – а тут… Если вы попали в толпу, выбирайтесь из нее, ведя ребенка перед собой за плечи, а еще лучше – возьмите его на руки. Локтями создавайте пространство вокруг грудной клетки. При падении старайтесь встать любой ценой, чтобы не затоптали. К стенам, стеклянным витринам не приближайтесь. Когда вокруг люди с дубинками и оружием, не бегите. Здесь как с собакой – гонятся за тем, кто убегает. Спокойно, без крика, не ввязываясь в диалог, не делая резких движений, медленно, спиной вперед, прижимая к себе ребенка, отступайте в ближайшее укрытие. Хорошо бы в такое, откуда можно выйти на другую улицу. Думайте о своем спасении не меньше, чем о спасении ребенка, но заранее дайте ему четкие инструкции, что делать, если он останется один.
А что потом?
Первой реакцией малыша в экстремальной ситуации может быть ступор. В эти минуты важно ласково прикасаться к нему. Попросите его глубоко подышать, посчитать до пяти, а главное – дайте понять: вы знаете, что делать, даже если это не так. Французский писатель Фредерик Бегбедер в книге «Окна в мир» рассказывает об отце, оказавшемся вместе с двумя сыновьями заблокированным в торговом центре Нью-Йорка трагического 11 сентября 2001 года. Чтобы дети не волновались, он убеждал их в том, что они стали свидетелями реалити-шоу. И даже когда старший сын понял правду, он подыгрывал отцу. Кроме происходящих событий, значение для ребенка имеет и то, как относится к ним взрослый, – продолжает ли заботиться о детях и их душевном покое.
Когда ступор проходит, организм активизируется. Может начаться дрожь, проявиться агрессия. Это пошла энергия, необходимая для спасения. Направьте ее в нужно русло. Попросите ребенка о доступной помощи: понести что-нибудь, смазать ранку зеленкой, найти номер телефона – что-нибудь, лишь бы включилась моторная активность, через которую сбросится напряжение.
Спад активности происходит через 3–5 часов, тогда и взрослыми, и детьми, пережившими экстрим, овладевает апатия. Дайте ребенку побыть в полном покое. Но не оставляйте одного надолго. Будьте рядом, гладьте, берите на руки.
Дня через три он начнет возвращаться к жизни, возможно, без конца играть в то, что пережил, пересказывать увиденное. Не останавливайте. Можно подавать сигнал понимания: «Мне жаль, что тебе пришлось такое пережить», «Это было очень тяжело» и т.п. Если врач посоветует, дайте ребенку успокоительное. Контролируйте, чтобы по телевизору он не увидел травмировавшее событие. Совсем маленькому будет достаточно сказать, что все позади, и вы оградите его от беды. Убедите его, что он не виноват в случившемся. Младшие школьники пытаются понять причины. Заверьте их, что взрослые ищут ошибку и обязательно исправят ее, чтобы такого больше не было. Со старшеклассниками можно все проанализировать. Логически рассуждая, они быстрее справятся со стрессом. При помощи взрослых дети, выйдя из экстремальных ситуаций, начинают снова жить радостно.
Важно!
Даже если ребенок не остается дома один, телефоны милиции и скорой помощи он должен знать наизусть и уметь вызвать помощь: сообщить что случилось и адрес. Номера телефонов родителей, соседей и ближайших родственников повесьте в квартире на видном месте».

Модель технической направленности

Об утверждении региональной программы «Содействие созданию в Тамбовской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 — 2025 годы (с изменениями на 16 января 2018 года)

Реализация проекта «Успех каждого ребенка» 

В Детском образовательно-оздоровительном Центре «Кристалл» г. Уварово ведутся ремонтные работы по проекту «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование». Площадки предназначены для тех школьников, которые дополнительно учатся по программам технической и туристско-краеведческой направленностей.
В новом учебном году для юных авиамоделистов и туристов подготовят не только учебные кабинеты, но и приобретут новое оборудование.
На сегодняшний день на стадии завершения ремонт в кабинетах: произведена штукатурка и шпаклевка, покраска стен в соответствии с современными требованиями, обновлено напольное покрытие. Частично поступило оборудование – ноутбук, принтер и цифровой фотоаппарат. Так же учреждение заключило ряд договоров, по которым планируются поставки оборудования и средств обучения для оснащения мест дополнительного образования детей.
Торжественное открытие обновлённых кабинетов состоится в новом учебном году.

#ДООЦКристаллУварово
#Уварово
#ТамбовскаяОбласть
#Нацпроект68
#Образование

 

Как организовать наставничество в образовательной организации

Новый порядок: что изменится в дополнительном образовании детей?

С 11 декабря 2018 года педагоги дополнительного образования организуют и осуществляют образовательную деятельность в соответствии с утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации приказом от 9 ноября 2018 года N 196. В соответствии с этим аналогичный приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 признан недействительным.

Новый «Порядок» вступил в действие 11 декабря 2018 года. Надо сказать, что на первый взгляд не произошло ничего революционного: документ в основном претерпел редакторские изменения. Но есть некоторые принципиальные позиции, на которые надо обратить внимание практиков.

Статус и сфера действия документа

Приказ – нормативно-распорядительный документ, который издается в целях разрешения важных и принципиальных задач и содержит обязательные для исполнения предписания. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ!Это приказ, следовательно, он обязателен для исполнения, независимо от того, что он кому-то нравится, а кому-то не нравится, кто-то привык работать иначе и не желает перестраиваться под новые требования.

Новый приказ определяет:

  • цели осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;
  • требования к содержанию и порядку разработки и утверждения дополнительных образовательных программ;
  • виды дополнительных образовательных программ;
  • особенности организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам;
  • возможные формы реализации дополнительных образовательных программ;
  • требования к обновлению дополнительных образовательных программ;
  • требования к лицам, осуществляющим обучение по дополнительным профессиональным программам;
  • требования к организации учебного процесса по дополнительным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

Прокомментируем документ в соответствии с последовательностью заявленных в нем позиций и сравним с предыдущей версией.

На кого распространяется действие приказа?

Приказу должны следовать организации, которые осуществляют лицензионную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

  • организации дополнительного образования, дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования (ФЗ №273, ст. 23, п. 4),
  • индивидуальные предприниматели (ФЗ №273, ст. 32).

Сюда включены и организации, которые реализуют дополнительное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. И это положение чрезвычайно важно для педагогов дополнительного образования, которые работают в инклюзивной среде, с разными детьми.

Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей

Понятие «инклюзивное образование» в ФЗ-273 трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». (ФЗ №273 – ст. 2, п. 27). В детском творческом объединении дополнительного образования в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста.

А дополнительное образование детей:

  • предназначено для создания пространства самоопределения (самопознания, самоидентификации, саморазвития) учащихся в эмоционально комфортных для них условиях;
  • создает позитивно-конструктивный стиль отношения к детям, независимо от их способностей, физических, умственных, материальных и иных возможностей;
  • всегда организует деятельность с учетом особых индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  • обеспечивает каждому ребенку открытую перспективу для добровольного выбора формы проведения своего свободного времени.

Для обеспечения «равного доступа к образованию» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается за счет использования «специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий», возможно также предоставление услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий (ФЗ № 273, ст. 79, п. 3).

Дополнительное образование, в отличие от общего, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:

  • меньшая, чем в общем образовании, наполняемость группы[1];
  • практико-ориентированный характер обучения;
  • ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;
  • возможность учащегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;
  • отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов.

Новый “Порядок” определяет, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность (п.19):

  • организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся;
  • создают специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • могут увеличивать сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;
  • могут уменьшать численный состав[2] объединения при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов (п.21).

Доступность образовательной среды дополнительного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов включает в себя:

  • физическую доступность (возможность дойти туда, куда хотите);
  • доступность содержания образовательных программ (наличие адаптивного программного обеспечения и возможность выбрать то, что хотите делать согласно вашим интересам);
  • доступность информации (возможность иметь необходимую информацию);
  • социальную доступность (принимают ли вас находящиеся вокруг люди, общаются ли с вами наравне, комфортно ли вам находиться среди сверстников);
  • финансовую доступность (наличие у вас необходимых средств для удовлетворения ваших потребностей, возможность удовлетворить материальные потребности).

Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой (ФЗ №273 – ст.79, ч.1), для реализации которой могут привлекаться специалисты в области коррекционной педагогики и педагогические работники, освоившие соответствующую программу профессиональной переподготовки (п.22), а также сурдопереводчики и тифлосурдопереводчики (п.22).

Напомним, что Министерством образования и науки РФ разработаны «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09.

Comments are closed.